Меня зовут Женя. Я компульсивный переедающий, булимик и анорексик. У меня был весь спектр расстройств пищевого поведения, и симптомы эти проявлялись в разное время в разных формах, поэтому я немножко, вкратце, для идентификации кратко расскажу о себе.
Мне 42 года. Проблема переедания мне присуща с самого детства. Первая моя диета началась, когда детский врач сказал моей матери, напугал её тем, что у меня лишний вес и из-за этого у меня будет сахарный диабет и серьёзные проблемы со здоровьем. Тогда мама начала прятать от меня продукты, сладости. Я не помню, что я кушал до этого, но прекрасно помню, как научился хитрить, обманывать, воровать, лазить по ночам по шкафам, по холодильникам… Это всё было как раз перед школой. Естественно, вес мой никуда не уходил, он только рос и в младшем школьном возрасте я был самый полный во всём классе, и, естественно, был предметом насмешек, презрения со стороны своих одноклассников, одношкольников, и от этого очень сильно страдал, изолировался. Когда начался подростковый возраст, я всерьёз начал задумываться о том, что я никогда не понравлюсь ни одной девочке из-за своего лишнего веса. Тогда я решил наконец-то взяться за ум, и это была моя первая попытка совладать с собой при помощи силы воли. Я решительно отказался вообще от еды, начал усиленно заниматься физической культурой. У меня началась анорексия, я кушал два яйца в сутки. Я бегал и ездил на велосипеде с утра до вечера, я фактически перестал заниматься учёбой, все мои мысли были о спорте, и я довёл себя до такого состояния, что в подростковом возрасте родители кормили меня принудительно: два человека меня держали, а третий запихивал в рот бутерброды.
Я не знаю, что бы со мной произошло дальше, вероятно я мог бы не выжить в этом состоянии, потому что никакой адекватной помощи в то время семья не могла нигде найти. Меня спас алкоголь. Я начал понемножку приобщаться к выпивке, начал кушать, начал опять полнеть, но мои проблемы с противоположным полом несколько отошли в сторону, я получил уверенность в своих силах. Недолго я употреблял. В 27 лет, когда начались первые проблемы из-за этого, с помощью программы «12 Шагов» параллельного сообщества я избавился от употребления алкоголя и, естественно, компульсивное переедание начало прогрессировать.
Буквально за два года с помощью диет и компульсивного переедания я довёл себя до сахарного диабета и через два года попыток «взять себя в руки», всё менее и менее успешных с каждым разом, я в совершенно ужасном состоянии сахарного диабета (сахар крови натощак доходил иногда до 16) приполз на первую в моей жизни онлайн-группу Анонимных Обжор. Как сейчас помню, с какого-то сайта скачал печатные материалы, у нас живых групп не было, только по интернету можно было приходить на группы, ну и с комсомольским рвением взялся опять же за план питания, вспомнил свои подростковые программы, когда мне удавалось успешно худеть, и начал заниматься, как я тогда думал, избавляться от переедания при помощи строгой диеты и очень тяжёлых постоянных тренировок с большими весами.
Продолжалось это около девяти месяцев, даже не могу восстановить точно, как это было и сколько длилось, потому что всё было как в тумане, но я очень сильно собой гордился. К тому времени у меня уже был некий опыт нахождения в Программе «12 Шагов». Я думаю, что какие-то зачатки здравомыслия и контакта с Высшей Силой у меня уже были, поэтому я не смог довести себя снова до полного истощения, до анорексии. У меня потихонечку начались срывы. Сначала по чуть-чуть, потом больше, больше и, в конечном итоге, компульсивное переедание у меня перешло в булимию. В течение двух лет таких срывов у меня получилось из обычного компульсивного переедания, когда я утром был на диете, а на ночь переедал, дойти до булимии. Я услышал от кого-то, что есть такая хорошая процедура, что можно съесть сколько угодно, а потом пойти прочиститься, и я пристрастился к этому делу. И дошло до того, что у меня началась грыжа пищевода, у меня еда не держалась в животе, я спал сидя, потому что не было возможности лечь без того, чтобы еда, которую я ел до этого, обратно не полезла.
В полном отчаянии я дошёл до психиатра, прошёл у него лечение, нашёл хорошего спонсора с медицинским образованием в параллельном сообществе и в 2014 году практиковал воздержание. То есть семь лет назад я стал воздерживаться вначале от булимии, затем от компульсивного переедания. Где-то в течение пяти лет я был в этом воздержании, потихонечку доводил здоровье до нормы, снижал сахар, снижал лишний вес. После пяти лет воздержания мой эндокринолог меня поздравил, сказал, что снимает у меня диагноз «сахарный диабет». Мои анализы стали в абсолютном порядке благодаря тому, что я всерьёз взялся за программу, за Шаги, начал выздоравливать, начал следовать разумному плану питания, без диеты, без фанатизма, без каких-то категорических запретов, зароков, обещаний – без того, что приводило к ещё худшим расстройствам и срывам.
На сегодняшний день я не достиг цифр на весах, которых хотел достичь, потому что у меня были амбиции и иллюзии просто нереальные. Были большие фантазии относительно того, каким я должен быть, как я должен выглядеть – это всё была моя, но не Божья воля. Я никогда не думал о здоровье, никогда не думал о душевном спокойствии. Я всегда думал о том, как произвести впечатление на других людей. Почему я сорвался и не смог удержать результаты в первый раз? Наверно по той же причине, по которой если бедный человек случайно получил наследство или выиграл крупную сумму, он не может стать богатым человеком. Он так и остается бедным и очень быстро возвращается иногда к худшему состоянию, чем до этого. Да, я внешне вроде бы похудел, внешне я вроде бы стал воздерживаться, но внутри моё мышление, мои убеждения, мои взгляды на жизнь, принципы жизни, по которым я жил, оставались тем же мышлением, поведением, тем же отношением к жизни – компульсивного переедающего, толстяка, обжоры, безрассудного человека, не знающего меры ни в чём: ни в переедании, ни в диете.
Естественно, внешняя форма подстраивается под внутреннюю. Если внутренняя не изменилась (я узнал позже, что компульсивное переедание, так же, как и булимия, это, прежде всего, расстройство личности). Если до этого я считал, что в первую очередь это из-за вредных привычек в питании, желания полакомиться или неумения приспособиться к жизни, то потом понял, что это – болезнь, серьёзное личностное расстройство. И чтобы выздороветь от этого личностного расстройства, мне надо работать с личностью, мне нужно полностью перестраивать свою личность на новые рельсы, на новые основы. Это процесс длительный, я не могу сказать, что я его прошёл, я только на начальном отрезке этого пути, я только несколько лет в активной программе. То, что было до этого, я не считаю. Я был в Сообществе, но я не был в Программе. Я похаживал на группы, почитывал литературу, с кем-то о чём-то говорил, но не занимался именно глубоким изучением Шагов. Я даже не задумывался о том, что из этого нужно применять в своей повседневной жизни (кроме того, чему научили Анонимные Алкоголики – возмещать ущерб, делать добрые дела, помогать другим). В отношении себя я этого ничего не знал. Это всё пришло в процессе изучения Программы Анонимных Переедающих.
Тема моей спикерской– инструменты Шагов «как будто». Понятие «как будто» встречается уже во Втором Шаге, и это один из ключевых инструментов Второго Шага. Причём, я был до Программы человеком, верующим в Бога, но я при этом не считал, что вопросы питания, веса, внешнего вида и фигуры– это какой-то вопрос, с которым я должен приходить к Богу. Я думал, что это тот вопрос, за который я отвечаю исключительно сам, я должен сам с этим справиться, взять себя в руки и навести порядок в этой сфере. Поэтому первое поведение «как будто» – это если человек вообще неверующий и нужно представить, что как будто существует Высшая Сила, отстраниться от богословских споров и рассмотреть идею существования некой Духовной Силы, которая может помочь в решении моих проблем. Здесь, как говорится в книге, мы начинаем вести себя так, как будто Высшая Сила на самом деле существует. И мы находим этому подтверждение, объясняя этим всё хорошее, что с нами происходит. У меня проблемы с существованием Бога не было. Но у меня была большая проблема с концепцией Бога, потому что Бог у меня был в соответствии с моими предрассудками и предубеждениями – злой, строгий, карающий. Я совершенно не любил Бога, потому что невозможно любить того, кто угрожает тебе наказанием, вечными муками и ещё чем-то таким. И мне спонсор предложил взять в качестве Высшей Силы группу АП: «Пусть группа АП будет твоей более могущественной силой, к которой ты будешь обращаться в трудные минуты, и она будет тебя поддерживать». Я так и сделал. Я отложил в сторону всякие рассуждения о Боге и начал просто принимать помощь вначале группы, спонсора, ну а потом при помощи спонсора начал вырабатывать новую концепцию Высшей Силы – «как будто».
И вот в нашей книге («12 Шагов и 12 Традиций Анонимных Переедающих») на странице 13, второй абзац говорится, что надо взять пример с атеистов и агностиков, которые начинают с того, что спрашивают себя: «Чего мы хотим от Бога? Каким мы хотим, чтобы Он был?» После этого надо жить и действовать так, как будто Бог и есть такой, как мы его себе представили и пожелали. Надо заменить наше старое представление о Высшей Силе на то, которое будет работать на нас. Во-первых, мне нужно было понять, каково моё старое представление. Спонсор мне сказал, что я могу узнать о том, в какого Бога верю на глубинном уровне, кто моя Высшая Сила на самом деле, рассмотрев свои страхи. Потому что мои страхи, мои ожидания от мира, от жизни, от судьбы, от будущего – это и есть моё представление о том, что мною руководит и что стоит над всей этой жизнью. Это и есть та Высшая Сила, в которую я на самом деле верю в глубине души, прикрываясь умственными представлениями о каком-то любящем, хорошем Боге.
Я сделал табличку из трех колонок. Первая – страхи, тревоги, опасения, ожидание, стыд. Вторая – что я думаю о Боге на глубинном уровне. Примерно так, что: мой страх умереть говорит о том, что я верю в Высшую Силу, которая смертоносна. Если у меня есть страх быть голодным, значит, Высшая Сила – жадная, которая меня не накормит. У меня есть страх что надо мной будут смеяться – значит Высшая Сила какая-то унижающая, презирающая. У меня было убеждение, что у меня не хватит денег, я жил постоянно в страхе, что у меня мало денег, значит у меня Бог какой-то бедный. Я написал напротив каждого негативного определения Высшей Силы, в которое я верю на глубоком уровне, определения Высшей Силе такие, которые мне были нужны для того, чтобы я мог именно этой Высшей Силе доверить свою жизнь и начать действовать в соответствии именно с этими качествами Высшей Силы. Я написал, что Бог – дающий жизнь, щедрый, любящий, уважающий, принимающий, богатый, сексуальный, прощающий, поддерживающий, весёлый, общительный, дающий свободу, любящий всех независимо от веса и фигуры, принимающий меня в любом теле, смотрящий с любовью на мои последствия болезни. А у меня был большой стыд и проблемы – после похудения остались складки на коже. У меня ушло около 70 кг веса, естественно всё это заметно, а делать операции, резаться – я понимаю, что это тоже путь в никуда. Знаю людей, которые пошли по этому пути, они что-то такое творят с собой бесконечно, это тоже тяга, которую нельзя остановить. Только начни делать и не остановишься.
Это уже был не просто тот список, который я когда-то вначале делал, когда спонсор сказал: «Напиши, какого ты хочешь Бога, любого, какого хочешь, такого и пиши». И я написал «от фонаря» какие-то хорошие качества. А тут эти хорошие качества были уже результатом моей внутренней работы. И далее уже надо было написать доказательства, из своей жизни примеры, где я в разных жизненных ситуациях получал какую-то помощь, поддержку, когда меня прощали, когда я совершал какую-то ошибку, но меня не наказали, а наоборот, отнеслись с любовью, с принятием. Я накопал кучу таких ситуаций, примеров моего ужасного поведения, за которое я заслуживал наказания, которых у меня была масса, но, тем не менее, я ни разу не сидел в тюрьме, меня не бросила жена, меня не выгнала из дома мать, то есть я остался, в общем-то, вполне благополучным человеком благодаря именно терпению, любви и прощению моих близких. Я остался на работе благодаря терпению моего начальства. То есть огромная масса примеров. Меня отпускала полиция по какому-то Божьему наитию, по милосердию Божьему. То есть милосердие Божие на меня изливалось.
И вот когда я всё это написал, написал доказательства, тогда спонсор говорит: «Ты пока ещё не имеешь веры, что Бог такой, у тебя нет такого опыта. Весь твой опыт жизни – в твоей семье, в которой ты вырос, в твоей старой жизни, которую ты вёл, в старом поведении, старых установках – говорит: не жалей, не бойся, не проси, не доверяй, рассчитывай на себя, не открывайся, держи всё в себе, не показывай своих чувств –вот это твои старые установки».
А теперь от Второго Шага переходим к Третьему. «Как будто» помогло мне сделать Третий Шаг. «Принять решение препоручить» это не значит сесть на диване, помолиться, и будет «как идёт так идёт», как-то само разрулится, как раньше я понимал. А спонсор сказал: «Принимаешь решение начать действовать так, как будто действительно такая Высшая Сила, которую ты написал, которой ты нашёл доказательства, то есть доказал сам себе, нашёл духовный опыт в своей жизни, не просто что-то такое написал “с потолка”, ты именно в своей жизни обнаружил эту Высшую Силу. У тебя эти доказательства есть? Есть. Они для тебя убедительны? Убедительны. Ты готов поверить, что есть такая Высшая Сила, которая решит твои проблемы, избавит тебя от переедания и других вредных привычек?» (ещё был ряд вредных привычек, с которыми я работал) Я говорю: «Да».
— «И теперь ты берёшь на себя обязательства, обещаешь Богу, что ты будешь жить и действовать, стараться, где это будет возможно, где это будет получаться, как будто Высшая Сила существует и как будто она вот такая, какую ты написал здесь, во Втором Шаге».
Тогда Третий Шаг для меня заиграл совсем в другом ракурсе, совершенно с другим акцентом и, конечно, вот это поведение «как будто» я раньше считал что оно только для атеистов и для агностиков, но когда я понял, что это подходит и для верующего человека, который боялся Бога и считал его кровожадным полицейским или старался ему угодить, чтобы получить какие-то бонусы в конечном итоге, играть роль, маску хорошего, правильного: быть «хорошим», чтобы за это потом получить что-то хорошее – выгоду, выздороветь, похудеть, иметь престиж, успех, благополучие. Здесь у меня открылось всё совершенно по-другому. Вот такой опыт у меня по Второму-Третьему Шагам.
Следующий важный момент «как будто» в Четвёртом Шаге. Четвёртый Шаг, как в нашей книге («12 Шагов и 12 Традиций Анонимных Переедающих») говорится, что мы делаем его вначале руководствуясь способом из книги «Анонимные Алкоголики», но кое-какие есть добавки. Мне спонсор передавал опыт по «Анонимным Переедающим» и он сказал, что в нашей книге часть информации о Четвёртом Шаге, в частности о работе со страхами, находится в главе, посвящённой Пятому Шагу. Вот несколько важных вопросов. Некоторые вопросы повторяются из «инвентаризации Анонимных Алкоголиков», но есть еще несколько важных вопросов, в частности по поводу Высшей Силы, страхов.
У меня первым вопросом идёт страх. Чего конкретно я боюсь?
Что будет после того, как это произойдёт? Я должен довести свой страх до какого-то конечного абсурда. До смерти или до абсурда. Это моя иллюзия какая-то в голове. Либо увидеть, что это нормальный страх и надо что-то делать, действовать, чтобы обезопасить себя. Потом: почему у меня этот страх и откуда он идёт? И что я сам делаю для того, чтобы этот страх произошёл. Например: я боюсь, что меня выгонят с работы. Но я сам опаздываю, сам обманываю начальника.
Как я научился бояться? Или я сам ничего не делал, со мной что-то жизнь сделала. Допустим, говорить правду. Мне всегда страшно говорить правду, потому что в семье очень сильно били по губам, и я научился этого бояться.
Почему я не могу передать эту сферу (указать, какая сфера) Высшей Силе? Потому что есть потребности, что задето. А есть то, как я пытаюсь эту потребность удовлетворить. Как мой спонсор говорит: «Иногда я пытаюсь эту потребность удовлетворить с чёрного хода». То есть не прямым нормальным способом, а через какие-то манипуляции, через какие-то хитрости, через какую-то брехню. У меня есть потребность в любви, в признании, в уважении. Хорошие потребности. Можно их удовлетворять в сближении с людьми в отношениях, через участие в общих делах, через самореализацию в служении, в работе, в деятельности. А я начинаю через какое-то хвастовство, через какую-то брехню. Начинаю стараться быть «гвоздём программы» в каких-то компаниях. Потому что я эту сферу не передаю Высшей Силе. А почему? Потому что я не верю, что есть Высшая Сила. Или моя Высшая Сила такая, которая не может эту потребность удовлетворить. Почему мне выгодно не передавать эту потребность Высшей Силе (вторичные выгоды)? Какая у меня Высшая Сила, что я не могу передать ей эту сферу? Это опять ко Второму Шагу.
Если у меня страх, что не будет денег, то я не могу препоручить это Высшей Силе. То есть начать в этой сфере применять принципы Бога: быть честным, вести те же самые инструменты выздоровления, которые у меня есть по деньгам с параллельного сообщества (такие же, как у нас план питания, план действий и всё остальное). Такие же есть действия по деньгам. Когда я применил эти инструменты, то я за три месяца раздал все долги и поправил своё материальное положение, хотя в моей работе ничего не изменилось. Действительно работает Программа, работает Высшая Сила. Но для этого сначала надо было поменять концепцию Высшей Силы. И если до этого у меня Высшая Сила, так же как с питанием, была такая, которой нет дела… Так же и с финансами: деньги это – грязь, это всё мирское, духовность и деньги – это несовместимо, это как бы недостойное Бога… Мне пришлось полностью переработать концепцию Высшей Силы в Четвёртом Шаге, когда я со страхами работал: для чего мне этот страх? Какая нормальная потребность скрыта в этом страхе? Какую цену я плачу? Какой вред я причиняю себе, пытаясь удовлетворить эту потребность нездоровым способом?
Потом – положительные качества Высшей Силы. Вот я так думаю: «А если бы я эту потребность мог всё-таки Богу препоручить и начать действовать по духовным принципам, а не по своему эгоизму и страхам? Тогда какая должна быть Высшая Сила?» То есть, как будто бы она есть, Высшая Сила. И пишу пять позитивных свойств Высшей Силы. Потом благодарность и страх и в конце самое важное – это выход. Я пишу «Выход» и «Программное решение» для каждого эпизода в четвёрке и соответственно потом уже в десятке, когда я Десятый Шаг прорабатываю, я пишу «Программное решение».
Я спрашиваю Высшую Силу: «Боже, Высшая Сила, подскажи мне, как мне поступить здесь?» И вот тут я представляю «как будто». Молитва-медитация. Молитва – обращаюсь к Богу, и медитация – представляю, как будто Высшая Сила рядом со мной или во мне, не важно – я так и не разобрался, как правильно и как надо – можно и так, и так. Я просто проговариваю эти свойства. Я говорю сам себе: «Боже, Высшая Сила, ты Добрый, Любящий, Поддерживающий, Щедрый на деньги, Принимающий всех такими как они есть, независимо толстые они или худые. Сексуальный, дающий удовольствия в жизни, отдых, радость». Представляю, как будто Высшая Сила сидит рядом со мной и что бы мне сказал вот этот лучший друг, обладающий вот этими свойствами.
Одно из свойств Высшей Силы у меня – это лучший друг. Это не просто небесный космический космос из черноты там вещает. Это такой лучший друг, с которым можно сидеть, разговаривать… Что бы он сказал? Он бы сказал: «Женя, успокойся, сделай так и так, всё будет нормально. Не переживай из-за этого, всё наладится». У меня в душе сразу спокойствие появляется, тишина. Мне нужно было «как будто» для этого применить, то есть представить, как будто такая Высшая Сила, такой лучший друг в качестве Высшей Силы находится рядом со мной. И следующий момент: я успокоился, я поверил, я с ним говорю как с Богом, но этого же недостаточно, жизнь же моя не исправится из-за этого, жизнь исправляется из-за моего правильного поведения. Правильное поведение – правильная жизнь. Неправильное поведение – неправильная жизнь, плохой результат.
И вот тут я представляю своё поведение: как бы я себя вёл, если бы я действительно верил в то, что как будто такая Высшая Сила существует. Я не знаю, существует она или не существует, но в тот момент, когда делаю Десятый Шаг, всё шатается, иногда кажется, что и Бога нет, или что он не такой, кажется, что что-то такое карающее там возникает, какие-то моменты стыда, вины там возникают. И я опять прибегаю к этому «как будто». То есть опять как будто бы Бог есть. А как бы я себя вёл, как будто бы я верил? Может быть, я от веры в настоящий момент как будто бы отошёл в силу ситуации? Ну, естественно, отошёл, потому что, если бы я был с Богом в сердце, в молитве по Четвёртому Шагу, в контакте с собой, с Богом, я бы не испытывал этого страха. И что самое важное, как учит спонсор, эти новые принципы и поведение «как будто» должны быть в ежедневном Одиннадцатом Шаге. Мне надо утром проснуться и представить, как будто Высшая Сила рядом со мной и как будто эта Высшая Сила обладает такими качествами: как я буду себя вести со своей женой сегодня. Если правда, что со мной рядом Высшая Сила, руководит мной, любящая, поддерживающая, терпимая, уважающая всех людей, толерантная к чужим недостаткам, то у меня сразу улыбка на лице, я понимаю, что не буду раздражаться, не буду нервничать, я не буду оставлять гору посуды за собой, я наведу порядок, возьму на себя ответственность, не буду на жену перекладывать домашнее хозяйство, чтобы нагрузить человека.
То есть вот этот инструмент «как будто» наполняет мою жизнь каким-то новым поведением, новым содержанием, и, что самое главное, важное различие «как будто» и как я раньше делал. Раньше тоже говорили, что надо быть добрым, любящим, хорошо себя вести, но когда я это делаю на силе воли, то это как диета получается. То есть я могу себя заставить быть внимательным, добрым, любящим, отзывчивым, внимательно до конца дослушивать человека, не перебивать, но если я делаю это на силе воли, чтобы быть хорошим, то я очень от этого устаю, у меня уходят все силы, у меня нет никакого вдохновения и к вечеру я себя чувствую выжатым как лимон, потому что я весь день по этим духовным принципам поступал принудительно. А вот на «как будто» я начинаю делать и получается как-то само собой. Если контакт с Богом устанавливаешь, то Высшую Силу внутри себя через эту медитацию представляешь, как будто она внутри, то тогда получается легко и улыбаться людям, и помогать, и служить, и, что самое главное, терпимо относиться к чужим косякам, особенно по работе, когда начинается хаос, когда кто-то что-то недопонял, и внутри начинает кипеть раздражение, то инструмент «как будто» даёт сделать паузу, представить, что рядом есть Бог, или в этой ситуации есть Бог и что если бы Он пришёл сюда, то что бы Он сказал, какой бы дал совет или как бы Он посмотрел Своими глазами. Посмотреть на ситуацию глазами Бога – это тоже очень важный инструмент Четвёртого Шага, который переходит в Одиннадцатый.
В Шестом-Седьмом Шагах тоже есть очень важный момент по поводу применения инструмента «как будто». Вот мой пример. В Седьмом Шаге есть такая вот штука, что часто нам показывают действия, которые надо выполнять по мере исправления недостатков характера. Например, мы можем представить себе, какими мы будем, если у нас не будет того или иного недостатка, как мы будем думать и действовать. Возможно, нам покажется полезным увидеть, что мы скажем, или будем делать при искушении поддаться старым привычкам. Вот я пишу такую таблицу по Шестому и Седьмому Шагу. По всей видимости, мой спонсор придумал оформить это в таблицу. В нашей книге приводятся вопросы, а мой спонсор сделал это всё в таблицу, очень хорошо, наглядно, легко.
Например, такой недостаток – нечестность. Я пишу «нечестность» – что это такое, как влияет и что делает со мной этот недостаток. Так как у меня это не первый круг Шагов, то я пишу то, что есть на сегодняшний день, в старом не копаюсь. Например: «Продолжаю в разговорах украшать действительность, для хвастовства или чтобы избежать стыда и признаться в своих ошибках».
«Держусь ли я за этот дефект и почему?». Да, держусь, по привычке из старой жизни, когда вёл двойную жизнь, обманывал, стыдился себя, боялся наказания, оправдывал себя из-за гордыни, из-за высокомерия к людям. Мне кажется, что люди меня осудят за ошибки, за несовершенства, не будут уважать таким, как я есть. Чтобы выставить себя круче».
«Что этот дефект давал и даёт мне?» То есть положительное влияние и какой вред причиняет. «Положительное влияние – даёт возможность повышения низкой самооценки, также даёт возможность избежать позора и наказания за свои нечестные поступки. Вред: портит отношения с людьми, когда открывается правда. Позорит меня, держит в напряжении». То есть тут есть моя корысть – держать этот дефект.
Также есть вопрос «В чём моя выгода иметь этот дефект». Тут эти два вопроса пересекаются, повторяются: быть более интересным, более уважаемым, как мне казалось. Избегать ответственности, поднимать низкую самооценку, прятать свою несостоятельность.
И ещё очень важный момент в Шестом Шаге. Именно в АП я узнал, что каждый мой недостаток, оказывается, это – обратная сторона какого-то моего неудовлетворённого таланта. Оказывается, мои неудовлетворённые таланты тоже на меня давят и тоже причиняют мне страдания. Вот как недостатки причиняют страдания, так и таланты, которым нет выхода, тоже изнутри давят. Но если недостатки часто описываются программными людьми как дыра внутри – у меня дыра размером с Бога и мне нужно Богом заполнять – то и тут есть другая сторона оказывается. Бог дал мне какие-то таланты, способности, возможности, а я их затыкаю, не реализую из-за своего эгоизма, из-за лени, жадности, из-за нежелания служить. Не реализую себя в служении, не хочу вести группу, не хочу выступать на спикерских, не хочу вести спонсируемых, не хочу заниматься ещё какой-то общественной или социальной деятельностью, к которой у меня есть способности. Я должен выявить в Шестом Шаге: какой талант развил во мне Бог и как это можно мирно использовать. Вот эту мою брехливость, нечестность, хвастовство, например. И я пишу: «Талант: красноречие, гибкость, умение сказать так, чтобы поддержать человека, решить вопрос, посодействовать общему делу. Умение ладить с людьми. Придерживать амбиции и свой язык, где это уместно и полезно».
И последний вопрос, последняя колонка, это (Шестой и Седьмой Шаги вместе идут в этой таблице) – как я буду думать и действовать, как будто этого недостатка у меня не будет. Вот здесь я должен сесть в медитацию, помолиться, попросить Бога: «Боже, покажи мне, как я буду действовать в этих ситуациях (у меня уже написано, какие ситуации, разговоры, в которых я приукрашаю, хвастаюсь, скрывая свою некомпетентность, свои ошибки) и я представляю себя в этих ситуациях, как будто Высшая Сила рядом со мной и она меня избавляет от этого недостатка, и вместо этого недостатка у меня идёт талант. То есть идёт переворот с недостатка на талант. И приходит такая картинка, что я спокойно, уверенно, со смирением, с любовью отказываю там, где не чувствую готовности рассказывать о себе или готовности помогать и поддерживать. Позволяю себе не общаться с людьми, которых не хочу видеть. Больше заботиться о себе. Выделять время на еду и на отдых вместо праздных разговоров. Не браться многим помогать. Удивительно, но почему-то такое программное решение вышло по этому недостатку, что я сам затягиваю себя в какую-то петлю. Раньше я решал эту проблему так, что надо быть более праведным, более правильным, перфекционизм считал великой добродетелью, и только в АП я узнал, что перфекционизм – это великий недостаток, от которого нужно избавляться. И получаются такие вот программные решения по всем недостаткам. Вот эта медитация «как будто» именно в Шестом-Седьмом шагах по всем недостаткам идут, такие как гордыня – что решаю всё сам. И программное решение: просить о помощи, открываться, быть в позиции ученика, благодарно принимать дары и провалы, не требовать от себя совершенства, не злиться на себя за ошибки. Такие вот решения прямо все идут как-то вот с добротой, с вниманием к самому себе – все программные решения идут.
Очень мне понравилось, как мы со спонсором это сделали, эту таблицу и через «как будто» пропустили все мои недостатки, как будто их нет, и как я при этом буду себя вести и действовать, если я при этом наполнен противоположным этому недостатку каким-то положительным качеством или талантом.
Какие проблемы, трудности, ловушки и опасности были на этом пути? Ну, во-первых, была такая опасность – «как будто», визуализация, представлять что-то. Была у меня такая вот штука опасная, в которую я впадал и от этого очень сильно психологически страдал в своей голове, мучился. Где-то я вычитал такое, что нужно представлять, как будто бы у меня что-то есть. Как будто бы у меня уже есть какая-то машина, которую я хочу. Или как будто у меня уже есть дом, дача, яхта, куча денег, успехи. Это эгоцентризм, это своеволие, это «я хочу». В программе это как будто моё поведение. Я работаю в инструменте «как будто» над своим поведением, над своим внутренним содержанием, чтобы дойти до своего внутреннего контакта с Богом, как я буду делать, если я в контакте с Высшей Силой. Это тоже «как будто», но не программное, а светское, что ли, оно мне очень много причинило вреда и страданий, когда я пытался так действовать на своеволии, на эгоцентризме. Разгонял в себе эти ожидания и потом от этого очень сильно страдал. Ещё один момент тоже был важный. Вот в «как будто» я пытался представлять себе своё хорошее поведение, но при этом не занимался внутри себя тем, что у меня есть. Нужно быть хорошим мужем, нужно быть хорошим папой, нужно быть хорошим сыном. Я представлял, как будто я буду себя так вести и очень сильно от этого уставал. Особенно это не работало в отношении заботы о себе. Я старался, но я «забивал» на физкультуру, на заботу о себе в плане питания, я забывал об отдыхе, забывал, когда надо полечиться, выходной сделать. Не работала забота о себе, потому что этого «себя» не было. Была куча масок, витрин, того, что в Программе называют ложной эголичностью. Я настроил вокруг себя заборов всяких, витрин, а что было за этим – непонятно, какой-то маленький, забитый, запуганный, застыженный ребёнок, которому всё больно, всё страшно, и непонятно, что с ним происходит. И мне было нужно сначала внедрить Бога в ядро своей личности, вот в этого себя маленького, забитого, чтобы он получил поддержку Бога через все эти инструменты, и только потом уже я смог действовать не потому, что я играю роль хорошего, а потому что у меня внутри есть это хорошее, доброе. Внутри у меня есть Бог и Бог внутри меня действует. Мне нравится выражение, как говорят: «У Бога есть одни руки– мои». То есть как будто я действую не своей любовью, не своей силой, а Божьей любовью и Божьей силой. Тогда у меня не сжигается энергия, когда я не действую через силу, когда я не делаю через маску. Мне не надо больше заниматься тем, что мне надо хорошо себя вести, как в детстве мама говорила: «Нужно хорошо себя вести и стараться быть ответственным, стараться хорошо относиться к людям, ты должен любить других». А сейчас мне уже не нужно стараться, мне нужно разобраться какой я внутри на самом деле, пустить Бога в реального меня, который там есть, пусть он покалеченный, побитый, запуганный. Но пустить внутрь Бога и просто начинать действовать вот этой силой Бога.
Вообще мой спонсор в АП категорически против того, чтобы человек ломал себя, менял себя силой воли. Он против того, чтобы человек отвергал какие-то свои части, хотел побороть что-то там, попытаться избавиться от каких-то недостатков, потому что это уже внутренний конфликт, это уже неприятие себя. В Первом Шаге АП говорится, что мы должны перестать себя винить, стыдить за переедание, за вес, за фигуру, за недостатки, за свой характер. Это одно из условий Первого Шага. Если я ещё виню и стыжу себя, значит, я не принимаю, что я болен. Не может винить и стыдить себя человек, который заболел и кашляет, и говорит: что ж я скотина такая, кашляю, нехороший человек. Это значит, нет Первого Шага, нет принятия болезни. Вот в этой борьбе с собой, кто бы ни победил, я всегда останусь в проигрыше.
В отношении питания тоже инструмент «как будто» работает. В брошюре «План питания» есть такое определение, что компульсивные обжоры отличаются от здоровых людей. Здоровые люди, почувствовав, что наелись, перестают есть, а мы – нет. Здоровые люди не прячут еду, не строят планы, как они будут втихаря есть, когда останутся одни. Мы это делаем. Здоровые люди не едят, чтобы облегчить свои страхи и неуверенность. Они не уходят в еду, тем самым быстро облегчая свою тревожность и тяжесть проблем, а мы – уходим. Здоровые люди не чувствуют вину и стыд за то, что они переели. Так что инструмент «как будто» в отношении питания– действовать так, как будто я здоровый человек. Для меня всегда пример – моя жена. Она может откусить кусочек, попробовать, если ей не понравилось, она его положит, забудет о нём, а потом выкинет. Я никогда так не делаю. Если я что-то взял в руки и откусил, то я должен съесть всё до конца, нравится или не нравится, вкусно или невкусно, голодный или не голодный. Я начал присматриваться к здоровым людям. Конечно, это не сразу, это через какое-то время, когда уже какое-то здравомыслие появилось. Я начал пробовать так делать в гостях, в общепите, в семье, я начал пробовать действовать как будто я здоровый человек, как будто у меня нет никакого расстройства пищевого поведения, никакой булимии, никакого компульсивного переедания. Как будто бы я просто живу и питаюсь как здоровый человек. Иногда это бывает сложно, потому что проявляются старые привычки, тяга брать добавку, хватать с общей тарелки, ещё что-то… Но, когда я понимаю, что если я здоровый человек, я пришёл, взял одну порцию, съел и мне достаточно – я чувствую какую-то неудовлетворённость, я бы по своим обжорским привычкам ещё схватил, но я сейчас действую «как будто», как будто я человек здоровый и потому что «я плюс Бог». Я – больной, а «я плюс Бог» – это здоровый человек. Это объясняет почему, с одной стороны, Программа АП говорит, что мы можем полностью выздороветь от компульсивного переедания, а с другой – мы говорим, что это неизлечимая, прогрессирующая и пожизненная болезнь. То есть, если «я плюс Высшая Сила», значит, я – здоровый. Если «я минус Высшая Сила», то я – больной. Опять тот же инструмент – как будто Высшая Сила рядом. Как будто я её приглашаю, как будто я её сажаю за стол, она рядом со мной сидит, неважно, кого я могу представлять, могу разных религиозных лидеров представлять, просто для того, чтоб скучно не было, в хорошей компании себя представляю, когда кушаю. И мне это позволяет инструмент «как будто» применять и в еде, и в своём пищевом поведении.
По поводу стыда за тело. Недавно я был на пляже. А мне стыдно на пляже – то я жирный, то я худой, то у меня кожа висит, то ещё что-то, то на мне плавки не так сидят… Я понимаю умом, что кому там какое дело, всё нормально, но вера моя такая, что я верю, что что-то со мной не так. Вопрос какой-то веры. И в области ума и знаний решения нет, потому что проблема не в сфере ума. Поскольку проблема лежит в сфере веры, то и решение лежит в сфере веры, опять в этом «как будто». Я не верю, что есть Высшая Сила, которая меня принимает, которая меня поддерживает, которая проявляет ко мне свою любовь и доброту через тех людей, которые меня видят и не осуждают, а наоборот, видя какие-то дефекты моего тела относятся к нему с милосердием и терпимостью. И опять я делаю это «как будто». Опять я представляю Высшую Силу рядом, опять я представляю, как будто она здесь, со мной и как будто она действует через этих людей, через общество и таким образом преодолеваю свои страхи, перерастаю через них и получаю ещё один жизненный опыт в своём выздоровлении.