Какие новые духовные принципы я открыл, проходя программу 12 шагов по литературе АП.



Здравствуйте! Меня зовут Евгений, мне на сегодняшний день 43 года. Спасибо за возможность делиться с вами. Сегодня у нас на группе есть новички, поэтому вначале немного расскажу о себе.

Я переедающий и моя болезнь – расстройство пищевого поведения. За мою жизнь она успела поменять несколько своих ипостасей. В подростковом возрасте у меня была анорексия. Ребенком я был полным, а в подростковом возрасте я взялся за похудение, голодовки и спорт. Дошло до того, что у меня дома было принудительное кормление – т.е. меня родители держали за руки и ноги и запихивали в рот еду. У меня были мысли о самоповреждении различного рода. И в подростковом возрасте, когда я начал употреблять алкоголь, впал в алкогольную зависимость – анорексия прошла и я превратился в обычного переедающего. 

Естественно, я начал полнеть, много кушать. Довел себя в 27 лет до сахарного диабета 2 типа и веса 180 кг. Сахар у меня был 16 единиц – при норме до 6 единиц. Страх умереть от этого состояния заставил меня обратиться в группу. Вначале, чтобы бросить пить, это далось легко, но бросить еду так же, как алкоголь невозможно, поэтому я продолжал переедать уже в трезвом состоянии, и нашел в интернете группу Анонимных Обжор (как раньше назывались наши группы). Тогда я не думал о духовных принципах шагов. Моя задача была поскорее похудеть и сбросить вес. Врачи мне четко сказали – что если я быстро похудею, то я смогу избавиться от сахарного диабета и прожить долго. Если у меня похудеть не получится – то рассказывали всякие ужасы – как отрезают ноги пациентам и т.д. Я исключил из рациона много разных продуктов, этого хватило на 9 месяцев. Спустя это время я похудел на 40 кг. Я почувствовал себя хорошо, начал покупать одежду, ту, которую много лет не мог себе купить. Покупал только в специальном магазине. Мне хотелось худеть еще и много заниматься спортом. 

Так начался мой путь в новое ограничительное расстройство пищевого поведения — булимию. Я взвешивал еду, готовил только особую диетическую еду, считал сколько съел и сколько отработал калорий. Я был раздражителен и наполнен страхом сесть что-то вредное и поправиться, или даже не успеть похудеть к намеченному сроку. Как-то так получилось на автомате – попал в рот один компульсивный кусок, за ним другой, третий – ну и они как-то полетели в огромном количестве. Будучи уже в сообществе, в программе мне было очень стыдно. Мне казалось, что я какой-то мало духовный человек, безбожник, потому что я не худею, а начал обратно набирать вес. Я постоянно изучал только литературу Анонимных Алкоголиков, проходил программу со спонсором только по этой книге. У меня был прекрасный опыт применения принципов программы по Большой Книге Анонимных Алкоголиков, которая также является рекомендованной литературой для переедающих в сообществе АП. В первые годы восстановления я попал на очень хорошие– приезжали американцы, были хорошие переводчики. После этого у меня наладились прекрасно некоторые сферы. На работе, в семье, улучшилось материальное благополучие. С детьми, с родителями. Т.е. во всех сферах у меня налаживались отношения и дела. Но в сфере переедания и в сфере здоровья – нет. Я себя винил и гнобил. Во внешнем обществе я был уверенный в себе – 5 человек спонсируемых, проводил семинары и группы в параллельном сообществе, а внутри себя, в глубине души за каждый съеденный кусочек хлеба я себя гнобил и считал себя тряпкой и безвольным человеком. Я начал страдать булимией. Где-то прочитал или услышал, что есть такой способ, чтоб переедать и не полнеть. Сейчас я понимаю, что это не правда. Когда я вызываю рвоту, на самом деле, что я делаю? Выбрасываю из себя белок, клетчатку, полезные вещества, витамины, кальций. Сахар и жир успевают все равно усвоиться – и начинаю толстеть. Мышечная масса падает – а жир растет. В конечном итоге, у меня получилось так, что начали выпадать волосы, шататься зубы (здоровые). Так длилось три года, на таких «качелях» — тренировки, диеты, чистки, срывы, слабительное. Вес опять рос, самооценка падала – и мое состояние дошло до депрессии.

Пришлось проходить лечение у врача-психотерапевта, чтобы выйти из этого состояния. Тогда я узнал про РПП. Это болезнь – желание сбрасывать вес, контролировать питание. Это контроль и есть так называемый «триггер», запускающий циклический процесса диеты и срыва. Я начал отдавать вес и фигуру богу, и потихоньку вводить в рацион «страшные» запретные продукты. С тех пор мое пищевое поведение стало налаживаться. В течение девяти лет я не вызываю рвоту. Были небольшие уклонения в орторексию (чрезмерная одержимость «правильным» питанием), но булимии и приступов компульсивного обжорства больше не было. Компульсивное пищевое поведение уходило постепенно за несколько месяцев, а потом и потихоньку начал снижаться вес и прошел диабет. (Последний раз сдавал полгода назад натощак — 4.8 без сахароснижающих препаратов). 

В процессе восстановления я начал изучать также и литературу Анонимных Переедающих, и следовать тому плану питания, который мне рекомендовал лечащий врач, без запретов и подсчета калорий.  Потихонечку начало все нормализоваться, я вошел в устойчивую ремиссию. Вес был 103-106 кг (это сет-пойнт – тот вес, который удается удерживать без каких-либо специальных усилий – ограничений, подсчета калорий, отработок в спортивном зале). Я веду довольно активный образ жизни, у меня есть велосипед, на котором я все летнее время езжу, а с тяжелой атлетикой завязал. Вместо нее занимаюсь упражнениями, которые укрепляют не только тело но и дух. Некотрые трудности возникли с началом коронавируса и карантина, после перенесенной болезни мой сет-пойнт вырос на несколько килограммов – и сейчас держится в районе 110-113 кг. Это не соответствует идеалу ИМТ, но, зная свою историю и свою болезнь я это считаю положительным результатом. Ну, и конечно же, все это пришло не благодаря диете, и не тому, что я узнал в АП про какие-то правильные продукты и питание, а все это пришло благодаря тому, что я узнал и научился применять в жизни какие-то определенные духовные принципы.

Напомню для неовичков, что такое «духовные принципы». У меня в жизни до выздоровления, были определенные принципы, по которым я жил. Эти принципы, были как правило, «бери больше, хватай дальше», «возьми то, что плохо лежит», «произведи впечатление», «пусти пыль в глаза», «не показывай слабость, справляйся со всем сам» и т.д. Мой главный принцип жизни был эгоистичный, тщеславный, я любил производить впечатление, работать на публику, хвастаться. В программе, работая по Большой книге АА я узнал, что есть новые принципы – честности, непредубеждённости, готовности, «мы ни с кем, ни с чем не боремся», доверие к людям, открытость, смирение (духовные принципы программы). В АП есть дополнительные принципы программы. Я хочу ими поделиться. Основная книга, по которой я выздоравливаю на сегодняшний день, и которая дала мне возможность пересмотреть еще раз свое выздоровление и уйти еще дальше от всей этой борьбы, и насилия над собой на зубах, на силе воли – это именно книга 12 шагов и 12 традиций АП. Сейчас я приведу по 1 новому духовному принципу каждого шага, их конечно же намного больше. Если кто заинтересуется, сможет сам почитать книгу, а еще лучше найти спонсора или малую группу, чтоб пройти по ней шаги. 

В начале, хочу зачитать из книги «12 шагов. 12 традиций» что такое шаги и как они помогают? «В АП у нас нет никаких диет и схем, весов и волшебных пилюль. То, что мы предлагаем намного больше. Это болезнь навязчивого переедания – от которой мы все пострадали. Мы живем принципами, воплощенными в этих шагах».

В чем заключается выздоровление и от чего оно приходит? Оно приходит не от диеты, и не от какой-то волшебной пилюли, а приходит именно от принципов, воплощенных в этих шагах. 

Итак, первый шаг в программе, которого я по крайней мере не слышал никогда в других способах прохождения шагов. Первый принцип, который отличается и про который я хочу рассказать – это первая страница книги – «перестанем же винить себя и других за бесконтрольное переедание». Он прямо проистекает из самого первого шага. Я могу себя винить за то, что от меня зависит. То, что от меня не зависит, я бессилен – то винить я себя за это не должен. Когда я в глубине души себя виню, то я считаю, что я мог бы поступить по-другому, мог бы найти силы, чтобы по-другому поступать. Т.е. получается – идет нарушение первого шага – признание своего бессилия. Как этот принцип воплотить в жизнь? Как перестать себя винить и стыдить? Здесь мне помогали мои спонсоры и партнеры, впередиидущие по программе. В честности с другим человеком. Когда я писал ему что я ел, когда я блевал, когда я чистился, когда я съел одно огромное килограммовое кондитерское изделие один самостоятельно. И тут же я пишу спонсору, что я съел. Мне спонсор говорит: «Женя, кушай на здоровье, мы себя не виним и не стыдим – ни за вес, ни за фигуру». 

Поправился на пару кг, звоню спонсору «Ой, что же теперь будет, понесёт».

Спонсор говорит: «Так, стоп.» От кого вес зависит? Он от меня не зависит. Только «здесь и сейчас», только план питания, а не винить и стыдить себя. 

«Относиться к себе с нежностью и заботой, как к больному, страдающему, нуждающемуся в любви и поддержке человеке».

Главный принцип второго шага для меня в АП, что для меня стало новостью и открытием. В книге написано, что нам не обязательно верить в Бога и его духовные принципы, не обязательно вообще верить в программу, во что бы то ни было. Достаточно просто делать так, как будто ты веришь. Да, мне понятно, что для того, чтобы выздороветь от РПП мне нужно начать принимать себя таким, какой я есть, но как я могу себя принять, если я смотрю на себя в зеркало и вижу эти сиськи, которые там висят – как я могу себя принять? Я не могу себя принять. Оказывается, согласно принципу 2 шага в АП – это принцип, как будто мне не нужно себя принимать. Мне достаточно поступать так, как будто я себя принимаю, как будто я себя люблю и как будто я к себе отношусь с нежностью и заботой. Это было для меня очень ново. В этом смысле могу сказать, что АП научили меня лицемерить (в хорошем смысле этого слова) – поступать так, как я не думаю и не чувствую себя на самом деле. Что мне пошло на пользу. Вслед за здоровым поведением постепенно подтягивалось и мышление, и чувства.

Главный принцип третьего шага для меня – это принцип выбора. На 15 стр. сказано: «Когда мы оказываемся перед выбором, мы серьезно ищем руководство Высшей Силы. Когда она начинает действовать – мы сотрудничаем с ней. И все то, что я знаю о третьем шаге из Большой книги – это тоже стало для меня таким новым и важным открытием. Оказывается, тот принцип по которому я раньше действовал – это был принцип реакции. Какой-то стимул – и сразу на него моя реакция. Т.е. мне кто-то что-то сказал – и сразу на него моя реакция обычно была впадать в самобичевание и стыд. Другая форма реакции была агрессивной, когда я сразу начинал нападать на другого человека. Теперь, согласно этому принципу, я учусь поступать по-другому. Теперь, когда возникает какое-то чувство, кто-то что-то говорит, происходит какое-то событие мне нужно научиться брать паузу. Это очень важный инструмент – брать паузу в любой ситуации. И я останавливаюсь и призываю в этот момент Высшую Силу, которую во втором шаге я воспринял. Для новичков хочу сказать, что наша программа – это не религия, под Высшей Силой каждый человек может понимать все, что хочет. Если человек даже считает, что это сила природы, эволюции, внутреннего подсознания, внутренний родитель – это все равно работает. Мне важно призвать ту высшую силу, в которую я готов поверить. Тогда это начинает работать и что-то новое начинает происходить. 

Четвертый шаг – это большая работа по выявлению всех наших недостатков, от которых нам нужно избавиться. Инвентаризация всей нашей жизни. Что нового я узнал именно в АП, оказывается, что, производя инвентаризацию, важно видеть не только свои недостатки, но и свои положительные качества. Именно в АП я научился в 4 шаге и вообще, в любых ситуациях и в 10 шаге (когда в течение дня что-то случилось, и мне нужно было попросить о помощи и разобраться – в чем я был не прав). Оказывается, для меня важно, как для переедающего человека видеть не только свои недостатки и в чем я был не прав, но мне нужно научиться видеть и свои положительные качества и видеть, в чем я был прав. Потому что я склонен набить себя и искать в себе постоянные недостатки, уничижать себя.

Пятый шаг. Работая по-старому, по классической книге, у меня было такое убеждение, что, если у меня есть какие-то страхи, значит я «плохо верю», что у меня есть какие-то страхи и я малодуховный человек. В книге написано «если мы будем полагаться на своего создателя, то все страхи уйдут. А если страхи не уходят, значит я плохо полагаюсь». В книге «Анонимных переедающих» в 5 шаге я прочитал такой важный духовный принцип «Мы узнаем, что в корне страха лежит наша неспособность верить, что наши основные нужды могут быть удовлетворены». Понятие «потребность» раньше всегда говорили – инстинкты, я воспринимал внутри себя инстинкт, как что-то животное. Как-будто внутри меня сидит какое-то животное, какая-то тварь, какой-то дракон сидит внутри меня и постоянно хочет меня погубить, чтобы я все сожрал и на всех нападал, внутренний конфликт, как будто что-то плохое внутри меня сидит. Работая по АП, я понял, что, оказывается, внутри меня там никакая не тварь, не дракон, а там внутри есть маленький ребенок, испуганный и забитый, у которого очень много есть нужд. А ведь для ребенка потребности в признании, любви, заботе, добром отношении, похвале – это не роскошь, а необходимые потребности, без которых он не может выживать. Если он этого не получает, то он начинает капризничать, требовать, командовать, делать какие-то гадости, чтобы только на него обратили внимание. Когда я понял, что оказывается, в основе моих дефектов лежит не вот эта «тварь», которая внутри меня (5 шаг – это признание истинной природы наших недостатков. Это не просто исповедь, а именно признание глубинной природы всех своих недостатков и проблем). Когда я понял, что в глубинной природе всех моих недостатков находится тот мой маленький ребенок с неудовлетворенными потребностями. И мне нужно таким образом обратиться к Высшей силе и создать все условия для того, чтобы эти потребности наконец-то научились удовлетворяться здоровым способом. Получать похвалу, заботу, признание, внимание и прочие потребности. Их у нас есть целая куча – разных потребностей.

Шестой шаг. Работа с недостатками. В программе для новичков даем коротенький экскурс. 4 и 5 шаг – это мы разбираемся, выявляем. А 6 шаг нам показывает, что оказывается – мы любим эти свои недостатки. Нельзя просто так избавиться от своих недостатков. Важный духовный принцип 6-ого шага – что эти недостатки нам нужны. Они нам давали какую-то опору в жизни. «Наши недостатки – это нити, вплетенные в ткань нашего естества. Если Бог отнимет наши недостатки у нас, мы почувствуем, что потеряем опору». Самый явный мой недостаток, к которому я пришел – это обжорство, чревоугодие. И этот недостаток я не мог отпустить, на нем было построено многое в моей жизни – это и отношения с родителями, и семейные праздники, общение. Это как я давал любовь – я кормил людей, и как мне давали любовь – меня пытались накормить. Это и про чувства одиночества, скуку и про сексуальную сферу, которая была не в порядке, а начинаешь переедать – вроде как уже ничего и не надо и все проблемы уходят на второй план. Если бы кто-то взял и у меня в голове переключил этот краник и прекратилось бы это переедание – с чем бы я остался? Я бы остался с этой огромной болью, с огромным страхом, с кучей внутренних проблем. : шаг мне помог разобраться втоом, как конкретно каждый недостаток помогал мне в жизни. Каждый недостаток – нечестность, корысть, зависть и гордыня, и осуждение других людей они все были мне нужны и помогли мне выжить. Еще один важнейший принцип 6-ого шага – что, оказывается, все наши недостатки – они помогли нам выжить в какой-то обстановке и помогли нам стать теми, кто мы есть. Со всеми нашими хорошими качествами и достижениями и тем, чего мы добились в жизни, в семье, в работе – это было порождением отнюдь не светлых качеств, а зачастую гордыни, тщеславия, эгоизма.

Седьмой шаг. Некоторые наши недостатки происходят от неправильного использования определенных черт характера, и если их применять во благо и в нужное время – то они перестают действовать разрушительно и становятся очень ценными. Оказывается, мои недостатки – это всего лишь обратная сторона медали моих талантов, достоинств и способностей. И если я выкину недостатки, попытаюсь от них избавиться таким способом просто вырывания из себя», то я вместе с ними лишусь чего-то важного для себя. Поэтому я здесь благодарен недостаткам. В 7-ом шаге в АП я также узнал и мне помогло то, что, оказывается, я могу не избавляться от недостатка, а применять уже известный принцип 2 шага «как будто». Например, когда хочется осуждать я не должен терпеть и бороться чтобы не осудить. В АП меня научили, что заранее можно сделать медитацию «как будто» — сделать такую визуализацию. Сначала действую по-новому, а потом меняюсь внутри. Если я уду сидеть молиться и ждать, пока Бог избавит меня от недостатков, то этого никогда не произойдёт. 

Главный принцип восьмого шага звучит так «Когда мы перестаем неумеренно питаться, мы видим, что неумение общаться с людьми серьезно затрудняет нашу жизнь. Во многих случаях нам становится настолько тяжко, что нам проще вернуться в переедание. В чем смысл воздержания – если я все равно остаюсь одиноким? Зачем мне такое выздоровление?» Этот принцип я формулирую для себя так – что если меня беспокоит проблема переедания, то я концентрируюсь не на еде и не на диете, а на своих отношениях с людьми. Если я вдруг, будучи в воздержании, вдруг начинаю, спустя некоторое время, подъедать, уже понимаю, будучи честным и положа руку на сердце уже прекрасно понимаю, что я начинаю подъедать лишнее или компульсивное, то я уже четко начинаю понимать причину, что не в порядке мои взаимоотношения с людьми. 8 шаг – это шаг, в котором я учусь милосердию, прощению, вырабатываю новые принципы в общении и отношениях с людьми и помогает это делать. Он мне нужен не для того, чтобы замолить свои грехи, а для того, чтобы наладить мои взаимоотношения с людьми. Если налаживание отношений с кем-то – это будет прервать общение – это тоже приемлемый вариант.

В 9-ом шаге принцип — это возмещение ущерба именно самому себе (что было новое для меня в АП) – потому что я возмещал ущерб кому угодно, я научился извиняться. Жена моя была очень довольна – потому что виноватый муж в семье, это очень ценный так сказать предмет мебели (это шутка, конечно). Именно в АП я научился заботе о себе. Я мог отдавать себя служению, группам, спонсированию, каким угодно добрым делам или социально деятельности. Хотя бы даже тому, что три раза в день мне нужно уделить время или минут 40 или около получаса чтобы нормально покушать. Уделить час в день на молитвы и медитацию или на делание шага, который на данный момент прохожу. А я их прохожу постоянно — я–веду людей по шагам и вместе с группой тоже всегда их прохожу. Потому что я не могу давать задание, не сделав его сам. Принцип такой духовный 12-ого шага — дал задание – делай! Такого принципа я придерживаюсь.  В 9-ом шаге у меня был прописан весь вред, который я причинил сам себе – на психологическом, физическом и духовном уровнях. И все эти три сферы я пытался возмещать и исправлять. Начиная с того, что я покупал себе одежду, бытовую технику, разрывал отношения с теми людьми, которые для меня были вредны, причиняли вред мне. Работал со своей внутренней феноменологией – разбирался со своим внутренним ребёнком и критиком, который меня гнобит. В духовной сфере старался пересмотреть все свои духовные убеждения и продолжаю их пересматривать.

В 10-ом шаге – чего-то особенно нового не скажу. 10-ый шаг – это инструмент, которым мы поддерживаем свое духовное состояние в течение дня. По сути, делая 10-ый шаг я повторяю все свои шаги с первого по девятый, только в течение дня, чтобы избавиться от всего негативного, что у меня есть в течение дня.

В 11-ом шаге – я узнал, что, оказывается, молиться можно не только добрыми и смиренными словами. Спонсор сказал мне, что в 11-ом шаге можно поругаться на Бога и написать ему злобное письмо за все недовольства. Таким образом учиться тому, что Бог меня принимает и любит и я Ему нужен в любом состоянии, даже когда я злой, отчаявшийся и обиженный. Я могу разговаривать с Богом из любого состояния, и мой Бог, которого я для себя принял он принимает меня именно таким, какой я есть. Со всеми моими чувствами, эмоциями, потребностями.

12 шаг, опять-таки, в АП – я научился чему – ставить свое душевное состояние выше служения. Раньше я всегда ставил служение выше себя. Сейчас я сначала стараюсь покушать нормально, отдохнуть, а потом только заниматься служением. Я понимаю конечно, что тут есть определенная тонкая грань и тоже можно себя развести на этом. Опять-таки, какой-то опыт, плюс общение с попутчиками и друзьями в программе помогает удержаться от этого. Я писал инвентаризации, и спонсор давал мне задания, написать все мои служения и все, кому я помогаю, и мы вместе с ним это обсуждали. Я очень много тащу, переутомляюсь, а потом, соответственно от этого я переедаю, живот растет и т.п. Ничего хорошего из этого не бывает. И нужно это постоянно регулировать. Я, как человек переедающий, не знаю меры ни в чем и люблю впадать во всякие разные крайности.

Получился очень короткий обзор по заявленной теме. Невозможно на одном собрании пересказать книгу, изучению которой я посвятил несколько лет. Надеюсь что смог кого то заинтересовать шагами и принципами, чтоб мы искали в АП не диету, а те перемены в личности, которые нужны нам для выздоровления, и которые происходят с нами в результате жизни по 12 шагам и традициям нашей программы.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх