Чтобы поддерживать свое выздоровление, я делюсь опытом с новичками

Добро пожаловать, меня зовут Женя, я переедающий и булимик, член Всемирного сообщества Анонимных Переедающих. Моя домашняя группа – группа «Восток», и я благодарю сегодня за предоставленную мне честь и за доверие быть спикером по 12 шагу.

Начать свое выступление я хочу с Молитвы о душевном покое.

«Боже, дай нам разум…и душевный покой… принять то, что я не в силах изменить… мужество… изменить то, что могу… и мудрость отличить одно от другого.» Высшая Сила присутствует в нашем разговоре, вдохновляет нас, подсказывает… Да будет Твоя воля, а не наша.

Добро пожаловать всем.

Мне 43 года. Я женат, у меня есть двое взрослых детей. Расстройством пищевого поведения я страдаю с детства, и оно в течение моей жизни переходило из одной формы в другую. В подростковом возрасте у меня была анорексия, с отказом от еды и принудительным кормлением. Затем, в более старшем возрасте, когда в мою жизнь пришел алкоголь, анорексия отступила и наступило обычное переедание, с лишним весом. А затем, когда я бросил пить в 27 лет и начал думать над тем, чтобы позаботиться о своем здоровье, так как уже возник сахарный диабет от переедания, я начал заниматься диетами, начал заниматься различными способами контроля своего питания. В то время я уже был в программе 12 шагов, но от тех инструментах и о тех принципах, которые в АП мы сегодня знаем и применяем, я тогда не знал. Я пытался просто взять нахрапом и применить программу Анонимных Алкоголиков в отношении к еде, к продуктам, и на этих попытках я еще заработал и булимию. Потому что булимия как раз и есть в моем случае – это все возможные способы пытаться контролировать себя, свою еду, отрабатывать съеденное, очищаться, компенсировать при помощи спорта и других каких угодно способов. Подсчет калорий. Ежедневное взвешивание, и себя, и продуктов. Все это имело место несколько лет. Состояние здоровья ухудшалось и ухудшалось. Путем таких длительных поисков, длительного изучения темы «что такое расстройство пищевого поведения и чем оно отличается от алкоголизма», все-таки мне удалось выйти в устойчивую ремиссию, и уже более 8 лет у меня нет булимии, я полностью исцелился от пищевой зависимости, от того явления, которое называется тягой к определенным продуктам, которые не можешь остановиться есть. Ну и в общем мое здоровье и мой вес и мои многие другие сферы жизни за это время очень сильно улучшились. В свои 43 года я очень неплохо себя чувствую. По сравнению со многими своими сверстниками и ровесниками я, конечно, не достиг той спортивной формы, о которой когда-то мечтал. Об этом я тоже позже скажу, в этом была часть моего заболевания – быть перфекционистом и стремиться к каким-то идеалам. От этого в процессе выздоровления тоже пришлось избавиться.

Я работаю абсолютно по всем шагам Анонимных Переедающих, с 1 по 12, также изучаю и применяю в своей жизни Традиции. Я еще не дошел и как-то не было пока еще какого-то повода, я еще не задумывался над тем, чтобы изучать 12 Концепций обслуживания. У нас есть три важных массива выздоровления, которые по очереди осваивают люди, давно и стабильно выздоравливающие. Традиции я уже освоил и постоянно делюсь тем, что имею: своим опытом, своими практическими знаниями программы и передаю те идеи, которые есть у Анонимных Переедающих. Поэтому я с радостью делюсь с вами – как именно я делаю 12 шаг, как он внутри меня звучит, что для меня он дает. Еще раз хочу его процитировать:

«12 шаг. Достигнув духовного пробуждения с помощью этих шагов, мы старались донести наши идеи до других компульсивных переедающих и применять все эти принципы во всех наших делах».

12 шаг, как мы слышим, состоит из трех частей. Первая часть 12 шага – это «достигнув духовного пробуждения с помощью этих шагов». И тут сразу говорят о духовном пробуждении, и мы попадаем в область чего-то таинственного, непонятного, неопределенного. И проанализировав свой опыт по этому вопросу за все мои годы пребывания в программе, а это уже порядка 12 лет, в общей сложности, я понял, что этот термин очень сильно менялся в понимании этого термина, раскрываясь с разных сторон. На сегодняшний день получается, что я понимаю – первые мои годы в программе… Нет, правильнее сказать — в сообществе. Первые годы я, как и многие, пребывал в сообществе, в группе. Это мне очень помогло. Это важный опыт. Но именно быть в программе я начал гораздо позже. Несмотря на то, что я в большом количестве спонсировал людей, проводил семинары, выступал на спикерских, если говорить конкретно о пищевом поведении, расстройстве пищевого поведения, то моя вот эта вся программа сводилась к двум частям: первая часть – я безумен, 12 шаг – я сейчас научу вас, что бы такое вам съесть, чтобы похудеть. У меня это примерно так выглядело. Я сажусь на какую-то диету или план питания, это мой 1 шаг, может быть, с 1 по 3. Высшей силой для меня является автор этого плана питания или тот впередиидущий, который мне его передал. Он понимает, что надо и что не надо есть, мне написали, что можно и чего нельзя. Я начинаю это соблюдать, фанатично. Я начинаю терять вес, очень сильно этому радуюсь, считая именно это критерием выздоровления, и начинаю делиться со всеми своей диетой, доносить идею этой диеты и на группах, и в семье, и в обществе, на каком-то застолье, куда я попал. «Что ты не ешь?» — и я начинаю рассказывать эту историю, что вот так надо, вот это я считаю правильным. Ну, естественно, визитная моя карточка – это фотография до и после. Я показываю, какой я был до диеты, и вот посмотрите, какой я худой сейчас, после диеты. Сейчас я, конечно, с улыбкой все это воспринимаю. Я не обесцениваю – это мой важный опыт, это мой ценный опыт, который нужно было пройти, накопить его. Тем не менее, такая была у меня программа в 1,5 шага: 1 шаг «я безумен» и половинка 12 шага «сейчас я донесу до вас все эти идеи, которые сейчас в голове моей бродят и в которые я верю». Также понятие духовного пробуждения для меня было связано с некой религией, с верой в Бога, с какими-то духовными практиками, молитвами, медитациями, участием в религиозных и духовных мероприятиях, посещением каких-то святых мест. У меня было такое несколько раз до программы, когда я уверовал в Бога, обратился к религии. Опять-таки, я очень благодарен религии, она мне очень много давала, очень много помогла мне понять, но общий принцип был такой: вот я что-то новое узнал, куда-то съездил, какую-то прочитал книгу, прослушал какую-то проповедь, вдохновился, у меня глаза загорелись, я все понял и вот я теперь начну жить по-другому, я больше никогда не буду переедать, я сейчас теперь буду поститься и соблюдать религиозные каноны в питании, которые та или иная религия требует, вегетарианство или еще что-то, а я пробовал разные религии. Но этого всего хватало ненадолго. Это так называемое «духовное пробуждение» основано на этом вот эмоциональном таком подъеме, на вдохновении, как быстро оно загоралось, также быстро оно и потухало. Потом при каких-то ошибках и трудностях я опять впадал в уныние, в жалость к себе, в самобичевание, чувствовал себя одиноким, непонятым, обижался. Ну, и такие продолжительные и, как мне казалось, мощные духовные практики забывались, прекращались и сходили на нет. Сейчас я понимаю, что это был «сон во сне», если это метафора духовного пробуждения как выхода из сна. Я оставался в духовном сне, но мне внутри этого сна вдруг снилось, что я проснулся и начал что-то активно делать. На самом деле я продолжал спать, по моему сегодняшнему представлению.

Что же произошло, какие события произошли, которые я могу сегодня уже понимать, классифицировать действительно как духовное пробуждение. То, в чем открывается программа для меня. Потому что, конечно, это не какие-то эксклюзивные знания именно из программы. Это есть и в культуре, и в религии, и в философии. Это две фундаментальные, важные истины программы. Первое – что есть корень всех проблем, и он заключается в моем эгоизме и эгоцентризме. И в том, что есть главная беда моя – это корысть. Когда я начинал веровать в Бога, заниматься духовными практиками, параллельно с правильным питанием и здоровым образом жизни и всякими способами взяться за ум, как самостоятельно, так и с помощью религии и других групп людей, которые все это проповедовали, а главный мой мотив жизни – он оставался эгоистичным. Я хотел похудеть, я хотел сделать красивую фигуру, хотел достичь здоровья, достичь каких-то в чем-то успехов. Для этого учился, духовно развивался, молился, медитировал, но все-таки эгоизм-эгоцентризм был в том, что все было направлено в сторону моего «Я», все вращалось вокруг меня. Я был в центре. Мое вот это Эго. Мое «Я» было в центре всего. Поскольку мой эгоизм из самого детства идет, я вырос в дисфункциональной семье и в отличие от других спикеров, которых я слушал по вопросу эгоизма, у них есть какая-то Личность, я слышал это неоднократно. Важный и ценный опыт, когда у человека есть какая-то Личность, жесткая, сформированная, сильная, и нужно эту Личность смирить как-то, убрать в сторону, научиться как-то от этой Личности отказываться. А у меня проблема была в другом. У меня мама очень сильная Личность. Папа был, Царствие ему небесное, пьющий человек, Слава Богу, умер в трезвости, три месяца назад. У меня не смогло сформироваться какой-то Личности. Вместо той самой Личности, которая сильная, наглая, знающая, чего хочет, стремящаяся к своим корыстным целям, у меня сформировалась ложная личность, или Витрина. Или Маска. Я никогда не понимал, какой я есть на самом деле. Я в одной компании один, в другой компании другой, я всегда всем старался угодить, я смотрел на лица, на вот эти сложенные губки, когда человек недоволен, у меня внутри аж сразу передернет. Как будто я ребенок. Стоит кому-то повысить голос, начальнику или какому-то человеку на группе, я внутри чувствую стремление как-то подстраиваться, угождать. Потом я уже понял, что эгоизм бывает двух видов. В Большой Книге в истории актера написано, и у нас в книге в 1 шаге – говорится о том, что детская часть, детская реакция, как ребенок, который то топает ножкой и кричит, чтобы все было по-моему, то забивается в угол и терпит, старается быть хорошим. Я скорее был склонен к эгоизму второго рода. Я постоянно старался всем угодить, старался быть хорошим. Но это был именно эгоизм, а не какое-то духовное пробуждение. Даже когда я в религию обращался, и служил Богу, и помогал на группах. Потому что главная цель была все-таки корыстная. Я хотел получить признание, принятие, любовь. Мотив – эгоизм, цель – корысть. Я менял материальный эгоизм на духовный. Для меня много значили слова про закон сеяния и жатвы. То, что мы отдаем другим людям, то и возвращается. Принцип бумеранга. Что посеешь, то пожнешь. Это прекрасные духовные принципы, и они действительно работают во всем мире, во всех религиях. Но для меня они почему не работали? Потому что во всем этом, сейчас я это понимаю, а раньше не понимал, внутри была корысть. Я, находясь в этом духовном сне, не понимая, не осознавая, что происходит, выполнял программу, заложенную в меня с детства дисфункциональной семьей. Я жил по сценарию, я менял только формы, только способы контроля себя, контроля окружающих, контроля этой жизни, контроля своей судьбы, контроля будущего, и в том числе сфера духовности – это была не сфера моей внутренней жизни, а это была сфера, при помощи которой я старался быть хорошим, угодить Богу, стать более духовным и через это получить какие-то бонусы, удовлетворить свои потребности, которые я не знал как удовлетворить, кроме как таким вот способом, с помощью эгоизма и корысти. Очень сильно отзывается история Билла из Большой Книги АА. Вот там он, говоря о 12 шаге, я читал историю его, и дома у него лежит Библия, до сих пор где-то там есть музей, где эта Библия лежит, и там в Библии, прямо на полях, было написано: в такой-то день я уверовал и все понял, отныне и теперь я буду служить Богу, и таких записей несколько. То есть, он опять в конечном итоге напивался. На самом-то деле его трезвость началась после того, как он, находясь в наркологии или психушке, сполз на колени с кровати и, как там говорится в книге, думал о тысячах и миллионах зависимых, которые страдают. То есть, был коренной перелом в его психологии, и это было его духовное пробуждение. Как он потом идентифицирует в своих последующих записях, записках и письмах. Уже в будущем, вспоминая свой путь, он говорит, что вот это был тот момент, когда я сделал третий шаг, когда я действительно смог что-то новое узнать о духовности, и не просто узнать, а именно тогда, когда эта духовность проникла внутрь меня. Вот, наверное, тоже самое произошло и во мне. Если говорить применительно к расстройству пищевого поведения, то вот этот коренной переворот и духовное пробуждение настоящее, такое, как я сейчас понимаю (возможно, пройдет 10 лет и я буду понимать по-другому, я не зарекаюсь, ни в коем случае, дай мне Бог здоровья) – в новом отношении к весу, фигуре и телу. Как будто я перестал думать о том, что мне нужно заниматься в программе Анонимных Переедающих, делать план питания, делать служение на группе, для того чтобы мне перестать много кушать, начать худеть, достигнуть какой-то фигуры, но ради себя. Вот МНЕ нужно выздороветь. А корысть – была в том, что я хочу получить комплименты, признание, я хочу получить секс. Все телесно, все, что с этим связано – это все цель корыстная. Вот как написано у нас в книге «12 шагов и 12 традиций АП», на странице 85: «Мы годами искали удовлетворения в неумеренном питании и в материальных благах, в попытках иметь идеальную фигуру, в деньгах, в сексе, в общественном положении». Вот. Если ДО выздоровления, ДО ремиссии я именно в неумеренном питании искал удовлетворения, с неумеренным питанием разобрался – стал искать в других вопросах, фигура стала налаживаться, здоровье стало налаживаться, сексуальность вернулась, когда был огромный лишний вес, было не до этого, а тут начали проявляться все нормальные здоровые человеческие желания. Уже хочется и в обществе появляться, и красиво одеваться, и где-то бывать, и куда-то поехать, «бывать на людях», и начинает это все беспокоить сильно. Я понимаю, что это раньше было одним из факторов моего срыва, что я вот похудею – а как жить с этим? Как принимать эту свою сексуальность? Раньше же можно было не думать. «Я толстый, я сижу на диете, я худею, все меня поддерживают, жалеют, если вдруг похудал, то хвалят». А тут вроде как и цели нету! И вот тут нужно было найти эту новую цель. Вот что такое духовное пробуждение. Духовность – это новые цели. Новые смыслы. И расстройство пищевого поведения – это такая хитрая зараза, в моем случае, что оно заменило все мои смыслы и цели. И общение с людьми, и свободное время, и отдых – все было подчинено этому. Даже дошло до того, что я просто гуляю с женой, а сам думаю, сколько я прошел шагов. Еду на отдых в отпуск, гуляю по ботаническому саду, а сам думаю – вот я прошел столько-то шагов, теперь можно что-то там поесть побольше. Вот даже не хочу об этом говорить, не та тема. Тема другая. О духовности. О духовном пробуждении. Перестать себя взвешивать, как кусок мяса на базаре. И очень важный момент такой, что я помирился со своим телом. Я даже писал письмо своему телу в 2013 году, когда у меня процесс этот происходил – возвращение в программу и новое переосмысление шагов. Я просил прощения у своего тела, за то, что относился к нему потребительски, как к инструменту для достижения своих целей. А не так, что вот я – ребенок Бога, и к этому можно относиться совершенно по-другому. Без эгоизма и без корысти. А как по-новому – в этом и есть суть всех шагов. Когда мы пишем 4 шаг, все это прорабатываем, потом в 8 шаге – какой вред себе мы делали. Весь процесс шагов – он как раз к этому изменению и привел. У меня, получается, не было такого пробуждения, чтобы я – раз, и что-то такое понял и начал жить по-новому. Это был медленный процесс, в течение нескольких лет, происходили изменения в личности.

Вторая часть 12 шага. Она звучит так: «Мы старались донести наши идеи до других компульсивных переедающих». Вот какие наши идеи, собственно говоря? Мне очень интересно изучать историю развития сообщества АП. В наших книгах есть история Розанны, основательницы нашего сообщества, и других людей, которые стояли у истоков. В традициях есть интересное описание того, как писалась наша книга. Мне интересно наблюдать, как меняется понятие «воздержание», от основания до наших дней – как оно очень сильно изменилось. В разной литературе, в разных периодах времени по-разному описывается воздержание. И я понимаю, что очень многое из тех идей, что есть в АП, существует в обществе. Они взяты откуда-то из внешней среды, из светского мира, из представлений о пищевой зависимости или расстройствах пищевого поведения, неважно, как называть. И это вполне нормально. И книга Анонимных Алкоголиков начинается со статьи «Мнение доктора», потому что именно доктор Силкворт внес некую терминологию, которая сейчас, на сегодняшний день, в медицине изменилась, но в целом внес какую-то терминологию и какие-то понятия, которые стали для Анонимных Алкоголиков основополагающими в их понимании выздоровления от своей зависимости. Также и в отношении Расстройства пищевого поведения – тоже интересно, как менялись эти взгляды на воздержание, на способы воздержания, как они сейчас выглядят. Но есть нечто такое, что является неотъемлемой частью именно нашей программы 12 шагов Анонимных Переедающих. То, чего нет ни в медицине, ни в психологии, ни в каких-то диетологических изысканиях, которые тоже меняются на протяжении десятков лет прямо до противоположного. Это вот самая главная идея о том, что проблема питания – это не проблема с едой, это проблема с мышлением. То есть расстроенный мой мозг, расстроено мое мышление. И, следовательно, чтобы достичь освобождения от расстройства пищевого поведения – мне нужно работать над изменениями моей личности. Мне нужно заняться этим вопросом. Что такое личность. Из каких установок, убеждений, жизненных принципов она состоит. Все это как раз дает прорабатывание шагов. И когда я прорабатываю шаги, начинаю видеть, как устроена моя личность, видеть свой эгоизм, свою корысть, видеть вообще свои жизненные принципы, то начинаю перестраивать эти принципы в соответствии с теми, которые дает программа и которые я сам вырабатываю через свой жизненный опыт, через осознанность, через общение и опыт других людей – вот тогда и приходит как раз излечение от расстройства пищевого поведения. Вот это и есть та идея, на мой взгляд, в моем опыте, потому что я не обесцениваю ни в коем случае и с огромнейшим уважением отношусь  к тем людям, которые иначе трактуют этот вопрос, но я делюсь только тем, что мне помогает на длительной перспективе оставаться в воздержании от компульсивного переедания, оставаться в приемлемом, более качественном духовном состоянии, и психологическом, чем в том, которые были до этого. Это именно та идея, которую я здесь должен доносить. Не идея какого-то питания, а именно идея шагов и изменения личности, которые дают эти шаги. Все остальное уже индивидуально, каждый человек может сам для себя выбрать что-то из опыта, или обратиться к специалистам, читать специализированную литературу – все это, как говорится, по мере прочищения мозгов, как мозг начинает работать более здорово, он может решить этот вопрос. Духовное пробуждение у Анонимных Переедающих – я бы такие понятия отметил: осознанность, ответственность, жить здесь и сейчас, целостность мышления, отказ от черно-белого мышления, от каких-то штампов, ярлыков, предвзятости, предубеждений. Вообще новый способ мышления, когда с одной стороны разум открыт ко всему, а с другой стороны – он ни за что не цепляется. Такое плавное мышление, когда есть паузы между какими-то мыслями и решениями и поступками. Раньше было как: сначала возникает какая-то эмоция или какая-то мысль, потом я что-то резко делаю или говорю, а потом я уже осмысливаю – что я делаю, для чего и «что это было». Это была одной из моих частых фраз. Теперь мне уже не составляет труда, уже входит в какого-то рода автоматизм – спокойно все воспринимать, делать паузу, прежде чем что-то сказать или сделать. Это не значит, что я всегда поступаю так. Всякое бывает. Тут важно, что для меня ведущий мотив, к чему я стремлюсь и на что я обращаю внимание, ставлю для себя более важным. Раньше еще у меня было так: все или ничего, во всех сферах. А теперь у меня Бог только – все. У нас в программе есть такое выражение – «Бог это все или не все?» Вот теперь у меня Бог это – все. А все остальное – это всего понемножку. И для меня нет уже авторитета, кроме Господа Бога. Если я слушаю спикерскую – я беру то, что мне подходит, что мне нравится. А что мне не подходит или что я знаю с другой стороны – я могу это рассмотреть, взвесить, но не обязательно все прикладывать к себе, какую-то критику либо какие-то похвалы. Я понимаю, что если человек что-то говорит – он говорит от себя, от своего опыта. Мне уже не нужно никого идеализировать, я не делаю ни из кого авторитета, чтобы потом не разочаровываться, не огорчаться и не испытывать страданий от того, что мои какие-то ожидания были неоправданны.

Как я делаю 12 шаг на практике. У меня есть две формы 12 шага – это донесение идей 12-шаговой программы вне сообщества и внутри сообщества. Так складывается жизнь и воля Божья, это не я уже решаю, на сегодняшний день основная часть моего служения проходит на просторах интернета. В моем городе те выздоравливающие люди, которые есть, вместе со мной посещают онлайн-группы, потому что у нас затруднено перемещение и есть сильные и хорошие онлайн-группы как «Восток». У нас не проходят живые группы, обстановка сложная в нашей местности. Может, через какое-то время все успокоится и будем тогда собираться. И тут тоже есть определенные проблемы. Когда я доносил весть в своем городе – есть определенные границы: я сходил на группу, после группы пообщался с новичками, пришел домой. Когда я доношу весть в интернете – смешивается пространство группы и семьи, это тоже приносит определенные проблемы. Общаюсь с женой, подошло время группы-онлайн, я бросаю общение с женой, а она не договорила, или вечером начинают что-то писать и звонить какое-то огромное количество новичков и все хочется донести идею, а я человек компульсивный и за все хватаюсь… Поэтому самому себе приходится делать границы на телефон, на время, на какие-то дела семейные. Вот уже и третья часть 12 шага подходит – применять все эти принципы во всех наших делах. Вот я увлекся донесением идеи (второй частью 12 шага), но я уже начинаю понимать, что начинаю причинять ущерб своим близким или своему здоровью. Когда мне некогда уже спокойно поесть или сходить на тренировку – это значит, что я уже начинаю забывать о том, чем я делюсь. Я делюсь тем, как я применяю принципы в своих делах. Если я сам же нарушаю эти принципы – это уже какой-то абсурд, нонсенс, и 12 шаг может превратиться в зависимость. Услышал такую фразу от своего брата – начинается «компульсивное волонтерство». Возвращается старое поведение и от этого может усилиться тяга к компульсивному перееданию. Я склонен к ограничительному расстройству, и могу начать пропускать время приема пищи, я могу забыть поесть, и потом на ночь идет компенсация. Поэтому, для моего личного выздоровления – это план питания, время в тишине – 11 шаг, и только после этого – донесение идей до других людей. Бывает, конечно, что компульсив идет и на какие-то семейные сложности, и нет внутренних сил заниматься самой проблемой, тогда – 10 шаг, звоню доверенным, проговариваю ситуацию – и в конце делаю, как говориться, доброе дело. Доброе дело – находится всегда, кому позвонить, и я начинаю использовать 10 шаг, чтобы себя привести в порядок. Это не совсем служение уже, корыстная цель – привести себя в порядок, поправить свои мозги. Я понимаю, что по-настоящему я делиться могу тогда, когда я сам наполненный, и передавать опыт выполнения принципов программы, а не просто бегание по группам и рассказывание историй, я могу только тогда, когда сам имею время эти принципы применять.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх